Величайшие иллюзионисты мира или ловкость рук и никакого мошенничества

Одним из первых фокусников был французский физик Николя-Филипп Ледрю (1731–1807), выступавший под псевдонимом Комю. Ледрю являлся физиком-демонстратором, поскольку свои иллюзии строил на научной основе. Свой псевдоним Комю взял в честь греческого бога празднеств и пиршеств Кома. Ледрю прославился световыми и звуковыми иллюзиями, магнетическими и электрическими эффектами. Уже в то время публике была продемонстрирована женщина-робот с лицом инопланетянки, принимавшей цвет зрачков смотрящего на ее человека. Она умела выполнять несложные команды, искусственная рука была способна записывать мысли. Этот чудо-робот одновременно приводил в восторг и ужас королевский двор Людовика XVI. Николя сделал много полезного для науки, обогатив ее новой системой для морских карт и возможностью излечения эпилепсии электричеством.

Интересно, что его псевдоним стал настолько популярным, что во Франции вначале XIX в. с успехом работал фокусник Комю II. Следующий прославленный иллюзионист Алессандро Калиостро (1743–1795). Его настоящее имя – Жозеф Бальзамо. Рано лишившись родителей, в детском возрасте пристрастился к мошенничеству. Воспитывала его тетка по матери Винченца Калиостро, и после ее смерти юноша присвоил интересную фамилию, а заодно и графский титул. Свой путь к вершинам оптического обмана он начал с продажи поддельных карт сокровищ и различных чудодейственных снадобий.

С помощью иллюзии он превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, мог завуалировать сколы и трещины, позолотить обычный ржавый гвоздь и сделать грубый материал атласным шелком. Граф Калиостро утверждал, что он знает секрет философского камня, и сумел внушить публике, что ему 300 лет. Побывал Калиостро и в России и якобы утроил золотые запасы Потемкина. Граф проводил магические сеансы, изобретая эликсир бессмертия. Скандалы, связанные с его опытами, дошли до Екатерины. Недовольная императрица повелела выслать Калиостро из страны. Однако мистическим образом на четырех разных погранзаставах в документации была роспись графа. Но и в других странах не было ему успокоения. Его таинственную деятельность связывали с различными политическими авантюрами. Закончил свою жизнь в Италии, заключенный в тюрьму по обвинению в шарлатанстве.
История этого авантюриста и иллюзиониста настолько насыщена приключениями, что нашла свое отражение и в литературе, и в кинематографе, достаточно вспомнить наш легендарный фильм “Формула любви”. Итальянский иллюзионист Джузеппе Пинетти перенес искусство иллюзий на театральные подмостки. Представления фокусника отличались утонченным антуражем и пышностью, это позволило поднять искусство на новый зрительский уровень. В Лондоне в 1784 Пинетти показывал возможность “третьего” глаза: читал закрытые книги и узнавал предметы в коробках. Эти представления имели огромный успех, и Пинетти был приглашен в Виндзорский замок ко двору Георга III. Шоу прошло с блистательным успехом, участвовали в нем десятки экзотических животных, ассистентов, зеркала и сложные механизмы. Затем он гастролировал в Германии, Португалии и России. В своих фокусах иллюзионист применял знания физики, химии, математики, механики и медицины. Из самых его известных трюков – фокус с ласточкой. Из клетки Пинетти доставал птичку, она умирала у него на руках. Потом он давал одной из зрительниц подержать ласточку и просил подышать на тельце. И, чудо, ласточка оживала! Все дело в том, что иллюзионист незаметно давил на сонную артерию птичке и временно лишал ее сознания.
Достигнув славы и известности Пинетти стал очень капризен и избалован. Он мог позволить себе опоздать ко двору императора Павла и непонятным образом поменять время на часах. Прибыв ко двору иллюзионист опаздывал на целый час на свое 7-и часовое представление, это вызвало негодование у всех придворных. Какое же у них было изумление, когда войдя Пинетти объявил, что сейчас не 8, а всего лишь 7 часов. Часы у присутствующих чудным образом передвинулись назад. Но по окончании выступления фокусника снова стали показывать правильное время. Не менее окутана легендами деятельность итальянца Джованни Бартоломео Боско (1793–1863). Его «оживления» убиенных птиц поражали воображение толпы и осла{цензура}ли бдительность людей. Отрубая головы белому и черному голубю, он словно нарочно переставлял их и, заметив ошибку, исправлял ее. Птицы оживали. Это расценивалось как настоящее чудо и колдовство. Зрителей притягивали фокусы Боско с монетами, игральными картами, платками и шариками.
Сравнивая себя с Мефистофелем, он подражал ему внешностью и манерой одеваться. Виртуоз иллюзий искал приключений и авантюр. Во время Наполеоновского похода на Россию, оказавшись случайно во французской армии, продолжал развлекать солдат, незаметно опустошая их карманы. Попав в плен, он не отчаялся в суровых условиях сибирских морозов, а, наоборот, только усовершенствовал свои фокусы, тем самым сумев покорить и русские сердца. Возвратившись в Италию, Боско стал завсегдатаем богатых салонов, куда его приглашали удивлять публику.

Дэвид Вернер (1894-1992) «Профессор» и учитель большинства нынешних фокусников и иллюзионистов появился на свет 11 июня 1894 года. Его вклад в развитие современного мира иллюзии трудно переоценить. Но главным его достижением в жизни считается победа над самим Гари Гудини, который так и не смог разгадать фокус Вернера «Амбициозные карты». Вернер, наверное, лучший в истории карточный фокусник, продолжал совершенствовать свое мастерство до последних дней своей жизни. Работал под псевдонимом Даи Вернон, который приобрел в результате банальной опечатки в газете. Он первый открыл микромагию. Скромный и обаятельный по натуре, он умел расположить к себе людей, многих обучил искусству иллюзии. Прожил долгую и увлекательную жизнь и умер 21 августа 1992 года в почтенном возрасте 98 лет.

Тайна пронизывает всю жизнь талантливого и непредсказуемого Гарри Гудини (1874–1926). Настоящее имя – Эрик Вайс, родился в бедной семье и с детства познал уличные «профессии». Бродячие циркачи и фокусники завораживали ребенка. Так он увлекся иллюзией. В 18 лет он превратился в Гудини, изменив фамилию фокусника Гудина, а имя позаимствовал у Келлара Гарри. Но всемирную известность Гудини получил не из-за карточных фокусов, а благодаря своей отличной физической форме — он выполнял огромное количество трюков, большинство из которых актуальны и привлекательны для зрителей и в наше время. Гудини показывал фокусы, в которых его заковывали в цепи и сбрасывали с моста, закапывали под землю в деревянном ящике, без какого либо запаса воздуха и иллюзионист выходил из этих сложных ситуаций с улыбкой на лице. Его заключали в самые надежные тюрьмы и камеры мира, но буквально за считанные минуты он выбирался из заточения, связанным опускали в сосуды полностью занятые водой вниз головой, где на спасение от смерти у него было максимум 2-3 минуты.
Трюки высвобождения были основными в его программе, и везде, где он гастролировал, собирали огромные залы. Также он увлекался искусством кино и авиацией. Он первый совершил полет над Австралией. В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты его мастерства. Он был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское консте{цензура} Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом.
Однажды во время гастролей в Монреале Гарри отдыхал в своей гримерке, к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс — «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс маэстро. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов. Несколько дней он, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит. В 1926 г. никаких антибиотиков не было, и выжить можно было лишь чудом, но Гудини опять поразил всех! Поклонники ликовали — вот он Гудини, победитель смерти, который не подчиняется земным законам. Однако через девять дней, 31 октября 1926 г, в канун празднования Хеллоуина, Гарри Гудини умер. Со дня его смерти прошло немало лет, однако феномен Гудини полностью не изучен и сегодня.
Советские иллюзионисты Кио – это уже целая династия. Родоначальником ее был Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894–1965). В начале карьеры он работал в Московском театре миниатюр, впоследствии заинтересовался цирком. Вокруг его фамилии ходили самые разнообразные шутки. Артист даже сам предлагал с юмором расшифровать ее. Известны такие версии, как из слова «кино» выпала одна буква, КИО – «Киевский Известный Обманщик», «Как Интересно Обманывать», «Колдун Из Осетии». Манера исполнения фокуса была легкой, непринужденной, все обращалось как бы в незатейливую шутку.
16 сентября 1956 года наш мир впервые встретился с Дэвидом Сет Коткиным, известным нам как Дэвид Копперфильд. Родители его были евреями, при этом бабушка и дедушка эмигрировали из СССР. Дэвид с детства обладает феноменальной памятью, впервые он повторил показанный ему фокус в 4 года. Начинал он с карточных фокусов и постепенно развивал свои навыки и умения в трудном деле иллюзии и волшебства.
Дэвид начал свою карьеру в 12 лет, когда получил признание в сообществе американских иллюзионистов, а в 16 лет он уже преподавал «магический курс» в Университете Нью-Йорка. Он был награжден 21 наградой Emmy и также был известен под именами «Волшебник столетия» и «Волшебник тысячелетия». Копперфильд знаменит многими трюками, такими как «Прохождение сквозь Великую Китайскую стену», «Исчезновение Статуи Свободы» «Побег с горящего плота на Ниагарском водопаде» и многими другими.
В Нью-Йорке Дэвид Копперфильд открыл кафе своего имени. Официантов там нет. Голос из мрака спрашивает, что посетители будут кушать, потом заказанное как бы материализуется на столах из воздуха.